Кукольные часы театра Образцова
Уникальные кукольные часы театра Образцова в Москве — это не только архитектурное украшение, но и важная часть культурной жизни города. Каждый час они оживают, демонстрируя кукольные сценки, привлекая внимание туристов и местных жителей.
Исторические события
Кукольные часы, украшающие фасад Московского театра кукол имени Сергея Образцова, были созданы в 1970 году к 40-летию театра. Автором этого уникального механизма стал скульптор Дмитрий Шаховской, а механизм разработал инженер Вениамин Кальмансон. Часы стали одним из символов Москвы и обязательным пунктом посещения для туристов и горожан.
Театр кукол был основан в 1931 году выдающимся режиссером Сергеем Образцовым, который превратил его в крупнейший кукольный центр мира. Часы на фасаде здания стали не просто украшением, а своеобразным «парадом» персонажей, оживающих каждый час.
Архитектурные и художественные особенности
Часы представляют собой 12-гранную башню высотой около 4 метров, украшенную домиками-ячейками. Каждый домик скрывает механическую куклу, изображающую животное или сказочного героя. В полдень и полночь все фигуры (всего их 12) выезжают под музыку «Во саду ли, в огороде» в исполнении оркестра народных инструментов. В остальное время каждый час появляется новая фигура с характерным звуком (петух кукарекает, сова ухает и т. д.).
Стилистика часов сочетает русский фольклор и советскую монументальную скульптуру. Фигурки выполнены из дерева и металла, а механизм до сих пор работает на оригинальных деталях.
Культурное и социальное значение
Часы Образцова — это не просто театральный атрибут, а важная часть московской культуры. Они стали:
Символом кукольного искусства — напоминают о том, что театр кукол может быть не только детским, но и высоким искусством.
Туристической достопримечательностью — их показывают в путеводителях как один из самых необычных часовых механизмов в мире.
Ностальгическим объектом — для многих москвичей бой этих часов ассоциируется с детством.
Театр Образцова и его часы продолжают оставаться центром притяжения для любителей театра, а сам механизм считается шедевром инженерно-художественной мысли.